История

Тарифная политика Компании

Ценообразование услуг МРСК Центра по передаче электроэнергии и технологическому присоединению осуществляется путем установления соответствующих тарифов со стороны государственных органов - Федеральной службы по тарифам РФ (далее – ФСТ) и Региональными энергетическими комиссиями (далее – РЭК).

Тарифы на услуги по передаче электроэнергии

До 2009 г. при регулировании тарифов для всех сетевых организаций применялся метод экономически обоснованных расходов («затраты плюс»). Начиная с 01 января 2009 г., в МРСК Центра внедрялся новый метод тарифообразования RAB - метод доходности на инвестированный капитал.

На сегодняшний день тарифы на услуги по передаче электроэнергии в филиалах МРСК Центра устанавливаются двумя методами:

  • метод доходности инвестированного капитала (RAB- регулирование);
  • метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Метод доходности на инвестированный капитал (RAB) основан на долгосрочном регулировании тарифов и нацелен на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и стимулирование повышения эффективности расходов сетевых организаций.

Цель данного метода заключается в обеспечении возврата вложенных в активы Компании средств за установленный период и получении нормированного дохода. Норма доходности на «новый капитал» определяется ФСТ, норма доходности на «старый капитал» - РЭКами и должны соответствовать уровню рисков в сетевой компании и обеспечивать привлекательность компании для инвесторов.

В состав – необходимой валовой выручки (далее – НВВ) включаются операционные расходы компании (подконтрольные и неподконтрольные), средства на возврат акционерного и заемного капитала, а также средства под выплату дохода на базу инвестированного капитала.

Основная статья, на которую сетевые компании могут иметь влияние, — это подконтрольные операционные расходы (далее — ОРEX). Базовый уровень OPEX устанавливается методом экономически обоснованных затрат, при этом учитывается индекс изменения операционных расходов.

К долгосрочным параметрам регулирования, на основе которых производится расчет НВВ на долгосрочный период регулирования, относятся:

  • базовый уровень операционных расходов;
  • индекс эффективности операционных расходов;
  • размер инвестированного капитала;
  • чистый оборотный капитал;
  • норма доходности инвестированного капитала;
  • срок возврата инвестированного капитала;
  • коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;
  • норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации;
  • уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

НВВ подлежит ежегодной корректировке, и на ее основе устанавливаются тарифы.

Метод долгосрочной индексации основан на долгосрочном регулировании тарифов. В состав НВВ включаются операционные расходы компании:

  • подконтрольные расходы (OPEX), в том числе дивиденды, расходы на обслуживание заемных средств на операционную деятельность, расходы по коллективным договорам и другие расходы из прибыли;
  • неподконтрольные расходы, которые включают в себя амортизацию, капитальные вложения из прибыли, которые не могут превышать 12 % НВВ, рассчитанной на основании п.11 методических указаний № 98-э от 17.02.2012;
  • результаты деятельности до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электроэнергии в формате установления долгосрочных параметров регулирования;
  • расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка.

Перед началом долгосрочного периода определяются и в течение него не пересматриваются следующие долгосрочные параметры регулирования:

  • базовый уровень подконтрольных расходов;
  • индекс эффективности подконтрольных расходов;
  • коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов;
  • максимальная возможная корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая с учетом достижения установленного уровня надежности и качества услуг;
  • величина технологического расхода (потерь) электрической энергии;
  • уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В течение долгосрочного периода регулирования ежегодно производится корректировка НВВ с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся, а также изменения плановых показателей на следующие периоды.

Средний тариф на услуги по передаче электроэнергии в МРСК Центра в 2012 г. составил 128,4 коп. за кВт*ч . По сравнению с 2011 г. наблюдается незначительный рост тарифа – на 1,4 %.

Средневзвешенные «котловые» тарифы на услуги по передаче электроэнергии в 2010-2012 гг., коп./кВт*ч: 2010 2011 2012 Отклонение 2012/2011, %
Средневзвешенные «котловые» тарифы на услуги по передаче электроэнергии 111,2 126,5 128,4 1,4

Такой уровень прироста тарифа в 2012 г. обусловлен законодательным ограничением тарифов на услуги Компании в течение года.

Правительством РФ было установлено, что в первом полугодии 2012 г. тарифы на услуги по передаче электроэнергии не должны превышать уровень тарифов по состоянию на 31.12.2011. С 01 июля 2012 г. Правительством РФ были установлены ограничения роста тарифа не более 11 % по отношению к тарифу, действующему в первом полугодии 2012 г.

Котловая НВВ МРСК Центра, млрд руб.*

Котловая НВВ МРСК Центра, млрд руб.*

2012 2013 2014 201520162017
НВВ котел, млрд руб. 71,3 78,4 85,4 93,6102,7113,3

Тарифы на услуги по технологическому присоединению

Ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям МРСК Центра в 2012 г. были установлены в соответствии с Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 г. № 365-э/5.

Средняя ставка платы за технологическое присоединение по МРСК Центра (исходя из ставок на конец года) 6 в 2010-2012 гг., руб./кВт: 2010 2011 2012 Отклонение
2012/2011, %
Средняя ставка платы за технологическое присоединение 7 353 4 231 3 815 - 9,8

В 2012 г. одновременно со ставками платы за 1 кВт мощности установлены стандартизированные ставки платы в двух филиалах МРСК Центра - «Липецкэнерго» и «Смоленскэнерго».

С 1 января 2011 г. затраты сетевых организаций на развитие существующей инфраструктуры были исключены из состава платы за услуги по технологическому присоединению и включены в тариф на услуги по передаче электроэнергии 7. Это привело к снижению средней ставки платы за технологическое присоединение на территории деятельности МРСК Центра на 42,5 % в
2011 г. по сравнению с 2010 г.

В филиале «Тамбовэнерго» с 2012 г. установлены только стандартизированные тарифные ставки, что также повлияло на снижение средней ставки платы за технологическое присоединение на территории деятельности МРСК Центра в отчетном году на 9,8 % по сравнению с 2011 г.