История

Основные факторы рисков

Деятельность Компании сопряжена с рисками, которые инвесторам следует принимать во внимание. Ниже описаны ключевые факторы рисков, которые в настоящий момент Общество считает наиболее значимыми.

Страновые и региональные риски

Страновые и региональные риски обусловлены, в первую очередь, макроэкономическими факторами, проявляющимися на глобальном уровне, в масштабах Российской Федерации и отдельных регионов. Указанные факторы могут негативно повлиять на возможности по привлечению заемного капитала, на показатели ликвидности, инвестиционную и операционную эффективность и, в конечном счете, на акционерную стоимость Компании. Кроме того, кризисные явления в мировой экономике отрицательно сказываются на объемах промышленного производства и потребления электроэнергии, что приводит к сокращению выручки Общества.

Ключевым фактором макроэкономического риска является продолжающийся мировой финансовый кризис, влияющий на ключевые показатели сырьевых и финансовых рынков: цены на топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы, стоимость капитала, курсы мировых валют, инфляцию.

Экономика Российской Федерации относится к числу развивающихся и чувствительна к мировым кризисным явлениям. Это обусловлено зависимостью экономики от цен на энергоносители, низкими объемами и волатильностью российского финансового рынка, переходным состоянием национальной банковской системы.

В целях минимизации последствий макроэкономического риска Общество реализует комплекс мер, направленных на оптимизацию доли заимствований в общей структуре капитала, привлечение долгосрочных займов по фиксированным процентным ставкам, повышение эффективности операционных и инвестиционных расходов Общества.

Риски регуляторного характера (отраслевые риски).

Основные виды деятельности Общества по реализации услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям регулируются государством.

Политика тарифного регулирования направлена на сдерживание роста тарифов на электроэнергию, что может привести к ограничению тарифных источников для осуществления инвестиционной и операционной деятельности.

В целях минимизации указанных факторов риска Общество проводит сбалансированную политику по повышению эффективности инвестиционной и операционной деятельности, направленную на сокращение расходов и оптимальное планирование структуры источников финансирования деятельности.

Одним из регуляторных рисков является несовершенство механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии, влекущее за собой разногласия между электросетевыми и энергосбытовыми компаниями в отношении объемов потребления электроэнергии и мощности, применяемых в расчетах тарифов. Следствием этого является возникновение оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за услуги по передаче электроэнергии, оказанные Обществом, что может привести к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества.

В Обществе осуществляются мероприятия по устранению причин возникновения конфликтов с потребителями, снижению оспариваемой и просроченной дебиторской задолженности за оказанные услуги, взаимодействию с федеральными органами государственной власти по подготовке изменений в правила функционирования розничного рынка, формированию судебной практики и созданию положительных судебных прецедентов. Кроме того, Общество реализует утвержденную Советом директоров Общества Программу перспективного развития систем учета электроэнергии на розничном рынке электроэнергии.

Существенным риском для Общества является «уход» «последней мили», суть которой заключается в том, что ряд крупных промышленных потребителей подключены непосредственно к сетям ЕНЭС, но услуги по передаче электрической энергии оплачивают МРСК Центра на основании заключенного договора аренды между ОАО «ФСК ЕЭС» и МРСК Центра.

В 2010-2013 гг. ряду крупных промышленных потребителей удалось реализовать свое право на заключение прямых договоров оказания услуг по передаче электроэнергии с ОАО «ФСК ЕЭС». Требования потребителей подтверждены вступившими в законную силу судебными актами. Расторжение договоров «последней мили» может привести к снижению выручки Компании и появлению выпадающих доходов.

В соответствии с п. 5 ст. 8. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» до 01.01.2014 организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ОАО «ФСК ЕЭС») вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1173 «О порядке согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям» утверждены Правила согласования Минэнерго России передачи в аренду ТСО объектов, относящихся к ЕНЭС. Согласование состава объектов ЕНЭС, передаваемых в аренду ТСО с начала 2011 г. происходит с учетом заключения, которое представляют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Тем не менее, согласно указанному Постановлению, согласование передачи объектов ЕНЭС в аренду ТСО должно осуществляется при условии расторжения «прямых» договоров передачи электроэнергии, заключенных между ОАО «ФСК ЕЭС» и потребителями электроэнергии, а также при наличии письменного обращения руководителя субъекта Российской Федерации. 24 августа 2012 г. Минэнерго России утверждён Приказ № 403, на основании которого между Обществом и ОАО «ФСК ЕЭС» заключены договоры аренды объектов ЕНЭС (договоры «последней мили») на 2013 год. Передача электроэнергии с использованием отдельных объектов ЕНЭС, принятых Обществом в аренду по договорам «последней мили», учтена федеральными и региональными регулирующими органами в составе плановых объемов услуг по передаче электроэнергии на 2013 г.

Также одним из регуляторных рисков Общества является риск снижения спроса на услуги по технологическому присоединению и услуги по передаче электрической энергии по сравнению с плановыми объемами, учитываемыми при принятии региональными органами тарифно-балансовых решений.

Для снижения данного риска Обществом продолжается работа по мониторингу заявок и формированию на их основании прогнозного полезного отпуска электроэнергии, спроса на услуги по технологическому присоединению на следующий год, а также увеличению обращений в регулирующие органы для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

В то же время вследствие большого объема заявок на технологическое присоединение Общество не всегда способно удовлетворить их в полной мере, что может негативно отразиться на объемах выручки из-за потери потенциальных потребителей, а также привести к нарушению антимонопольного законодательства в части оказания услуг по передаче электроэнергии и предоставления услуг технологического присоединения.

Для решения этой проблемы Общество совершенствует бизнес-процесс обработки заявок потребителей на технологическое присоединение. Одновременно Общество осуществляет разъяснительную работу процесса оказания услуг по технологическому присоединению среди потребителей, в том числе с публичным размещением информации об оказании услуг и созданием Центров обслуживания клиентов.

В связи с принятием в конце 2012 г. ряда нормативных актов, упрощающих порядок лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика, у Общества могут возникнуть риски, связанные с необходимостью принятия полномочий и обязанностей гарантирующих поставщиков от энергосбытовых компаний, к которым относятся:

  • риски, связанные с ростом дебиторской задолженности конечных потребителей электроэнергии и списанием накопленной дебиторской задолженности по договорам на оказание услуг по передаче электроэнергии между энергосбытовыми и распределительными сетевыми компаниями;
  • риски, связанные с выполнением функций гарантирующего поставщика на оптовом рынке электроэнергии и мощности;
  • риски, обусловленные ростом расходов, связанных с выполнением функций гарантирующего поставщика, превышающие необходимую валовую выручку, предусмотренную при формировании сбытовых надбавок;
  • организационные риски, связанные с потерей компетенций и информационной базы данных о потребителях, а также ошибочным перечислением оплаты за потребленную электроэнергию.

В целях минимизации указанных рисков Общество проводит мероприятия по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, СМИ, инфраструктурными организациями оптового рынка электроэнергии, правоохранительными органами, а также организациями, лишенными статуса гарантирующего поставщика, по вопросам исполнения функций гарантирующего поставщика и урегулирования задолженности. Кроме того, формируются законодательные инициативы по оптимизации процедуры смены гарантирующего поставщика.

Финансовый риск

В процессе деятельности Общества возникают факторы, которые могут привести к дефициту средств для финансирования инвестиционной и операционной деятельности.

Наиболее значимые факторы финансового риска связаны с несовершенством механизмов функционирования розничного рынка электроэнергии и раскрыты в разделе «Риски регуляторного характера (отраслевые риски)». Тем не менее, существует ряд факторов риска, также потенциально влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Инфляционные риски

Отрицательное влияние инфляции на финансово-экономическую деятельность Общества может быть связано с потерями реальной стоимости дебиторской задолженности, увеличе- нием процентов к уплате по заемному капиталу, увеличением стоимости строительства объ- ектов инвестиционной программы.

Существующий в настоящий момент уровень инфляции не оказывает существенного влияния на финансовое положение Общества. В соответствии с планами Центрального банка России по сдерживанию инфляции и ее прогнозными значениями на ближайший период, инфляция не должна оказать существенного влияния на финансовые результаты Общества.

Валютные риски

Неблагоприятное изменение курсов иностранной валюты к рублю может повлиять на показатели операционной и инвестиционной эффективности Общества.

Валютные риски не оказывают значительного воздействия на Общество в связи с тем, что расчеты с контрагентами осуществляются исключительно в валюте Российской Федерации. Тем не менее, учитывая, что номенклатура товаров и оборудования, закупаемых Обществом, содержит импортные составляющие, значительный рост курса валют может привести к удорожанию закупаемой продукции. В этой связи Общество проводит политику, направленную на импортозамещение и заключение долгосрочных соглашений, не предусматривающих рост цены на закупаемую продукцию.

Процентные риски

Динамика изменения ставки рефинансирования Центробанка России отражает состояние макроэкономической ситуации в экономике и оказывает влияние на стоимость привлечения кредитных ресурсов. Повышение ставок по привлекаемым кредитам может привести к незапланированному увеличению расходов по обслуживанию долга Общества.

В целях снижения процентного риска Общество проводит взвешенную кредитную политику, направленную на оптимизацию структуры кредитного портфеля и минимизацию затрат по обслуживанию долга.

Риски ликвидности

Деятельность Общества подвержена влиянию факторов риска, которые могут привести к снижению ликвидности и финансовой устойчивости Общества. Наиболее значимыми факторами являются перекрестное субсидирование групп потребителей между собой и низкая платежная дисциплина на розничном рынке электроэнергии.

Вследствие реализуемой тарифной политики, направленной на сдерживание роста тарифов для населения, увеличивается объем перекрестного субсидирования. Наиболее значимая доля перекрестного субсидирования приходится на крупных потребителей, с которыми заключены договоры «последней мили». Переход крупных промышленных потребителей на прямые договоры с ОАО «ФСК ЕЭС» способствует образованию выпадающих доходов Общества.

Общий объем дебиторской задолженности в 2012 г. по Обществу вырос на 62,4 % и составил 13,5 млрд руб. Основными факторами, повлиявшими на низкую платежную дисциплину, приведшую к существенному приросту дебиторской задолженности, явились отсутствие эффективных механизмов воздействия на неплательщиков, нецелевое использование денежных средств за поставленную электроэнергию энергосбытовыми компаниями, лишёнными статуса гарантирующих поставщиков, разногласия по заявленной мощности при расчётах с энергосбытовыми компаниями.

В результате реализации указанных факторов риска Общество может оказаться не в состоянии выполнить финансовые и другие ограничительные условия (ковенанты), указанные в кредитных договорах. В целях минимизации данного фактора риска Общество осуществляет мониторинг структуры капитала и определяет оптимальные параметры заимствований, а также принимает меры оптимизации структуры оборотного капитала.

Операционный риск

В процессе деятельности Общества существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие стихийных бедствий (ураганов, ливневых и ледяных дождей, паводков и наводнений, снеговых завалов и т.п.), что может привести к системным нарушениям работоспособности и эффективности функционирования оборудования электросетевого распределительного комплекса и сбоям в энергоснабжении потребителей Общества.

Операционно-технологические риски, влияющие на надежность энергоснабжения, связаны, в первую очередь, с высоким физическим и моральным износом электросетевых активов, нарушением условий эксплуатации и операционных режимов электросетевого оборудования, невыполнением программы ремонтов в необходимом объеме. Кроме того, факторами эксплуатационно-технологических рисков являются:

  • аварийные ситуации природного и техногенного характера;
  • снижение эффективности системы управления активами Общества;
  • переход на работу с вынужденными аварийно-допустимыми перетоками электроэнергии;
  • факторы, связанные с эксплуатацией оборудования, в том числе с предельными отклонениями от нормативно-технических требований, с ошибками оперативного персонала, с нарушением диспетчерского графика и дисциплины.

В результате реализации указанных рисков возможны как существенные экономические, так и репутационные последствия. Кроме того, указанные факторы рисков влияют на объемы потерь в электрических сетях, увеличивая расходы Компании на покупку электроэнергии в целях компенсации потерь.

В качестве мер, способствующих снижению вероятности возникновения операционно-технологических рисков, Общество осуществляет мероприятия, направленные на повышение надежности энергоснабжения потребителей и предупреждение рисков технологических нарушений, включающие:

  • расчистку и расширение трасс ВЛ 0,4-110 кВ,
  • реконструкцию объектов электросетевого хозяйства;
  • расширение парка резервных источников питания электроэнергией (РИСЭ), авто- и спецтехники для аварийно-восстановительных работ;
  • комплексную программу модернизации (реновации) электросетевых активов;
  • модернизацию коммутационного оборудования и систем телемеханизации;
  • совершенствование систем сбора и передачи информации, анализа технологических нарушений, прогнозирования их последствий;
  • совершенствование системы управления аварийным запасом, необходимым для проведения аварийно-восстановительных работ;
  • увеличение количества мобильных аварийно-восстановительных бригад и качества их укомплектованности;
  • программу снижения рисков травматизма на объектах электросетевого хозяйства;
  • обучение, контроль и аттестация персонала, эксплуатирующего технологическое оборудование;
  • программу страхования;
  • программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, в целях минимизации эксплуатационно-технологических рисков Обществом реализуется техническая политика, осуществляется внедрение системы управления производственными активами.

Инвестиционный (проектный) риск

Общество осуществляет инвестиции, направленные на обновление и расширение сетевой инфраструктуры, при этом сталкиваясь с риском снижения эффективности и обесценивания капитальных вложений при выполнении инвестиционных программ, программ инновационного развития и НИОКР.

Растущие объемы инвестиционных программ развития Общества требуют привлечения значительных финансовых ресурсов: как собственных, так и заемных, что является фактором инвестиционного риска.

Даже при наличии достаточных для реализации инвестиционной программы объемов финансовых ресурсов, существует вероятность нарушения плановых сроков освоения капитальных вложений и задержки ввода в эксплуатацию объектов инвестиционной программы Общества, в том числе вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения подрядчиками и поставщиками своих обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. № 159 «О внесении изменения в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций», предусмотрено исключение из инвестиционной программы Общества объектов, не включенных в документы территориального планирования (ДТП), в связи с чем существует риск роста объема незавершенного строительства в связи с исключением объектов, начатых строительством из инвестиционной программы и не включенных в ДТП.

Для снижения инвестиционного риска Общество планирует инвестиционные программы с учетом следующих ключевых критериев эффективности:

  • повышение доступности сетевой инфраструктуры,
  • снижение износа и модернизация объектов электросетевого хозяйства,
  • достижение высокой загрузки вводимых мощностей.

При планировании инвестиционной программы также обязательным условием включения инвестиционных проектов является увязка с планами территориального и регионального развития. Кроме того, Обществом осуществляется мониторинг реализации инвестиционных программ, ее финансирования, анализ причин отклонения фактических параметров реализации инвестиционных программ от плановых.

Обществом осуществляются мероприятия, направленные на повышение качества реализации проектов, повышение результативности инвестиций в существующую сеть, снижение удельной стоимости строительства, достижение высокой загрузки вводимых мощностей, разработка и внедрение системы сравнительного анализа удельной стоимости строительно-монтажных работ и материалов, формирование системы управления инновационной деятельностью, автоматизация системы управления инвестициями.

Комплаенс-риск

Частые изменения законодательства Российской Федерации в условиях государственного регулирования отрасли, широкий спектр нормативных требований и ограничений являются факторами риска, связанного с несоблюдением Обществом законодательства и иных правовых актов, требований регулирующих и надзорных органов, а также внутренних документов Общества, определяющих внутреннюю политику, правила и процедуры (комплаенс-риск).

Деятельность Общества регулируется и контролируется различными органами, такими как ФАС, ФСТ, ФСФР, ФНС России, Минэнерго, Росфинмониторинг, Ростехнадзор, Счетная палата Российской Федерации и другие. Кроме того, являясь компанией с государственным участием, Общество исполняет ряд поручений Президента и Правительства Российской Федерации. В этой связи факторы комплаенс-риска имеют особую важность.

Общество, являясь субъектом естественной монополии, подвержено рискам признания нарушений антимонопольного законодательства в части, касающейся предоставления услуг технологического присоединения, раскрытия информации об оказываемых услугах, закупочной деятельности. Для снижения данного риска отслеживается оперативность обработки заявок и обращений потребителей, четко регламентируется и отслеживается своевременное раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФСФР России регулирует и контролирует деятельность Общества в части, касающейся выполнения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе раскрытия информации о существенных фактах, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг, а также противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации.

Задачами Счетной палаты Российской Федерации в соответствии с законодательством являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета и определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности.

Изменения в налоговом законодательстве в части увеличения ставок или изменения порядка исчисления налогов могут привести к снижению показателей рентабельности и увеличению налоговой нагрузки Общества.

Общество арендует либо имеет право бессрочного пользования на большинство земельных участков, на которых находятся распределительные активы. Тем не менее, на некоторые из них права собственности не оформлены в соответствии с требованиями законодательством. Кроме того, законодательством установлен срок переоформления права бессрочного пользования на право собственности или аренды до 1 января 2015 г. В целях минимизации указанного фактора реализуется программа по переоформлению права бессрочного пользования.

В целях минимизации указанных факторов риска в Обществе реализуются мероприятия по совершенствованию комплаенс-контроля. В 2012 г. Советом директоров Общества утверждены локальные документы, направленные на повышение эффективности и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности Общества, и противодействие коррупции. Осуществляется мониторинг изменений в действующем законодательстве, затрагивающих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности Общества.

Требования законодательства в области инсайдерской информации к Обществе как к эмитенту возникают в связи с размещением акций и биржевых облигаций Общества на фондовой бирже ММВБ.

В соответствии с политикой внутреннего контроля Общества в целях обеспечения требований законодательства в Обществе осуществляется три направления комплаенс-контроля в области инсайдерской информации: превентивный, текущий и последующий.

В целях установления процедур превентивного комплаенс-контроля Советом директоров Общества утверждено Положение об инсайдерской информации МРСК Центра (протокол от 29.12.2011
№ 27/11), учитывающее требования Федерального закона от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В рамках данного положения установлены следующие процедуры:

  • установление правил формирования списка инсайдеров Общества;
  • определение перечня инсайдерской информации Общества;
  • установление правил обращения инсайдерской информации;
  • установление правил осуществления операций с инсайдерскими финансовыми инструментами Общества;
  • заключение соглашений о конфиденциальности инсайдерской информации и дополнительных соглашений к трудовым договорам с инсайдерами-работниками Общества.

Также в целях совершенствования превентивного контроля в феврале 2013 г. Советом директоров Общества утверждён Кодекс корпоративной этики, регулирующий корпоративную ответственность и этику поведения инсайдеров - работников Общества.

В рамках текущего комплаенс-контроля в Обществе проводятся следующие контрольные процедуры:

  1. Ведение списка инсайдеров;
  2. Учет уведомлений о включении лиц в список инсайдеров или исключении из такого списка и о сделках инсайдеров с ценными бумагами Общества;
  3. Контроль соблюдения правил совершения операций с инсайдерскими финансовыми инструментами Общества на основе информации (уведомлений) о совершении инсайдерами операций;
  4. Контроль соблюдения законодательства в области инсайдерской информации в рамках преддоговорной работы.

В рамках последующего комплаенс-контроля осуществляется анализ:

  • динамики цен на финансовые инструменты Общества на организованных рынках;
  • влияния новостного фона на динамику цен финансовых инструментов;
  • операций с ценными бумагами Общества, задекларированных в уведомлениях, направляемых инсайдерами в Общество;
  • информации о совершенных акционерами операциях от регистратора ценных бумаг.

Риск акционерной стоимости (корпоративный риск)

В рамках достижения стратегических приоритетов Общества реализуются возможности по управлению будущим ростом и прибыльностью. На рост акционерной стоимости Общества влияют многие факторы внутренней и внешней среды.

Федеральные и региональные органы тарифного регулирования устанавливают и регулируют тарифы на услуги, оказываемые Обществом. В целях сдерживания роста тарифов на электроэнергию для потребителей государство имеет возможность ограничить параметры роста тарифов и соответственно показатели рентабельности услуг. В целях минимизации данного фактора риска Общество реализует программу управления издержками, обеспечивает сбалансированное планирование деятельности в соответствии с утвержденными тарифно-балансовыми решениями, осуществляет контроль исполнения утвержденного бизнес-плана, участвует в проработке совместно с местными органами власти программ развития территорий в регионах присутствия с согласованием объемов и источников финансирования инвестиционных программ.

Существенным фактором риска, кроме того, является конкуренция за тарифную выручку со стороны региональных ТСО в субъектах Российской Федерации. В целях минимизации указанного фактора риска Обществом запланированы меры по уменьшению существующих тарифных диспропорций, приводящих к непропорциональному росту выручки региональных ТСО.

Существенным фактором риска является и признание Общества нарушившим антимонопольное законодательство. В наибольшей степени рискам антимонопольного регулирования подвержена деятельность в области технологического присоединения электроустановок потребителей к электрическим сетям Общества. Обращения потребителей в территориальные управления ФАС и последующее возбуждение антимонопольным органом дел о нарушении Обществом законодательства в области технологических присоединений могут быть вызваны нарушением прав потребителей. В частности, к этому могут привести отказы в технологическом присоединении, несоблюдение законодательно установленных сроков присоединения к электрическим сетям и ряд других факторов. Дополнительным негативным фактором является тот факт, что действующее законодательство предоставляет ФАС России право расширительно толковать понятие границ товарного рынка. Так, обоснованная жалоба заявителя может повлечь начисление оборотного штрафа, рассчитываемого исходя из общей выручки, получаемой на всей территории присутствия Общества, не ограничиваясь территорией конкретного филиала.

Для снижения влияния факторов, приводящих к реализации указанного фактора риска Общество совершенствует бизнес-процессы технологического присоединения потребителей, упрощая свои внутренние процедуры, внедряя новые формы обслуживания потребителей, например, связанные с интерактивными способами обслуживания.